Радмило Лукич
МАТРИЦА БОСТОН КОНСАЛТИНГ ГРУПП (BCG)
Матрица bcg, анализ продуктов, дойная корова, собака, трудные дети, знак вопроса, звезда, бостон консалтинг групп, boston counsulting group

Из это статьи Вы узнаете

  • Что такое Матрица Бостон консалтинг групп
  • Как с помощью матрицы БКГ (BCG) можно проанализировать продукты и услуги компании
  • Как необходимо перестроить бизнес исходя из данного анализа
  • Какие выводы можно сделать после анализа с помощью матрицы

и сможете:

  • Проанализировать свои продукты и услуги с помощью матрицы
  • Сделать стратегические и тактические выводы на основе проведенного анализа
  • Более четко выстроить продуктовую и маркетинговую стратегию в компании

Для классификации товаров или стратегических хозяйственных подразделений (СХП) по их рыночной доле применяется матричная модель Бостонской консалтинговой группы (BCG), имеющая следующий вид:

матрица

Матрица_БКГ

Задание

1. Используйте приведенную ниже таблицу для оценки продуктов или стратегических хозяйственных подразделений Вашей компании;

2. Попытайтесь выбрать правильную стратегию развития СХП (стратегические хозяйственные подразделения) и обоснуйте Ваш выбор.

134

Правильно оценить ассортиментную группу или СХП по ее доле на рынке Вам поможет информация, представленная ниже.

Матричная модель BCG

Звезды

Высокая доля, высокий рост — СХП, занявшие большую долю быстрорастущего рынка. Речь идет о товарах на стадии роста. Большая часть дохода, приносимого этими товарами, идет на укрепление их собственной позиции. С замедлением роста рынка «звезды» могут стать «дойными коровами».

Дойные коровы

Высокая доля, низкий рост — продукты, достигшие стадии зрелости. За счет высокой доли рынка они имеют значительную экономию в затратах и приносят предприятию большую прибыль, которую можно направить на развитие других СХП (продуктов).

Знаки вопроса (Трудные дети)

Низкая доля, высокий рост — СХП, имеющие низкую долю на быстрорастущих рынках. Имеются в виду продукты, находящиеся на начальной стадии цикла жизни. Для увеличения доли рынка они требуют больших инвестиций. Часто финансовые затраты на них значительно превышают приносимый ими доход. Поэтому руководство должно решить вопрос о возможности продолжения их инвестирования или их удалении, откуда и название этого типа СХП.

Собаки

Низкая доля, низкий рост — продукты, достигшие стадии зрелости и упадка. Пока они дают прибыль, ее следует инвестировать в «звезды» и «вопросительные знаки». При опасности убыточности их удаляют, если нет стратегических соображений для их сохранения, например, в ожидании роста рынка.

Выводы

Таким образом, “Трудные дети”, “Звезды” и “Дойные коровы” тесно взаимосвязаны друг с другом, необходимы друг другу, в отличие от “Собак”, являющихся обузой для фирмы. Следовательно, фирмы в планировании своего хозяйственного портфеля должны придерживаться следующих правил:

  1. Правило 1. Разделите хозяйственный портфель фирсмы на несколько стратегических пордразделений;
  2. Правило 2. Определите долю и место каждого СХП Вашей фирмы в системе координат: «Доля СХП на рынке»/«Темпы роста отрасли»;
  3. Правило 3. Помните, что фирма добивается устойчивости только в случае, если достигнуто оптимальное соотношение между ее стратегическими хозяйственными подразделениями, являющимися «Трудными детьми», «Звездами», «Дойными коровами».

После определения места каждого СХП в системе координат «Темпы роста отрасли»/«Рыночная доля» необходимо выбрать оптимальную для каждого СХП стратегию.

В рыночной практике существует три основных вида стратегии СХП:

  1. Стратегия 1. Стратегия наступления (Атакующая) – стратегия завоевания и расширения рыночной доли;
  2. Стратегия 2. Стратегия обороны – стратегия удержания существующей рыночной доли; Эта стратегия таит в себе опасность не заметить подкравшегося незаметно конкурента. Для этой стратегии справедлива поговорка — “Чтобы остаться на месте, надо бежать изо всех сил”;
  3. Стратегия 3. Стратегия отступления – стратегия сокращения руночной доли с целью роста прибыли в результате постепенного ухода с рынка или ликвидации данного бизнеса